*  СТАТЬЯ 372. ПОРЯДОК УЧЕТА МНЕНИЯ ВЫБОРНОГО ОРГАНА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПРИНЯТИИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Комментарий к статье 1. Нормами ст. 372 закрепляется порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы работников. Законодатель подробно регламентировал порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Прежде всего, законодательно установлено, что далеко не каждое решение, принимаемое работодателем, должно обсуждаться с профсоюзами или иными представительными органами работников, а только то, которое прямо названо в законе или коллективном договоре. Какие случаи под этим подразумеваются? В частности, это положения ст.ст. 82, 99, 105, 113, 123, 135, 136, 144, 147, 154, 159, 162, 180, 190, 196, 212, 299, 301 ТК РФ.

Работодатель в предусмотренных законодательством случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников данного работодателя.

Статья 3 Закона о профсоюзах определяет первичную профсоюзную организацию как добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Выборный орган первичной профсоюзной организации (далее - профсоюзный орган) - это орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации.

Процедура учета мнения профсоюзного органа предусматривает не только направление соответствующего акта представительному органу, но и представление обоснования необходимости принятия как подобного акта, так и содержащихся в нем положений.

Профсоюзный орган не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

Профсоюзный орган обязан рассмотреть обращение работодателя коллегиально, с соблюдением кворума, необходимого для принятия решения. В противном случае решение такого органа может быть признано нелегитимным.

При необходимости уточнения всех значимых обстоятельств выборный профсоюзный орган вправе обсуждать обращение работодателя с участием его представителей и специалистов, разрабатывавших проект локального нормативного акта.

Данные лица могут дать пояснения, необходимые для принятия профсоюзным органом взвешенного и грамотного решения.

Законодатель устанавливает достаточно жесткие сроки рассмотрения проекта локального нормативного акта - 5 рабочих дней.

В случае если мотивированное мнение профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.

Законодатель обязывает профсоюзный орган обосновать свою позицию, дать развернутое заключение по представленному локальному нормативному акту.

Это означает, что профсоюзный орган должен письменно выразить как свое мнение, так и его мотивировку.

При обосновании своего мнения профсоюзному органу необходимо ссылаться на положения законодательства, коллективный договор, локальные нормативные акты, уже действующие в организации, положения трудовых договоров, заключенных с работниками, на положения генерального, отраслевого тарифного и иных соглашений, на сложившиеся в данной сфере, отрасли, местности и правовые обыкновения.

Отсутствие мотивировки может быть расценено работодателем как уклонение профсоюзного органа от согласования позиций, и он вправе принять локальный акт в той редакции, которая предлагалась профсоюзному органу для получения мотивированного мнения.

Дальнейшие действия профсоюзного органа по обжалованию или отмене безмотивно отклоненного решения должны быть признаны впоследствии неправомерными.

Мотивированными должны быть и предложения по совершенствованию представленного проекта.

Именно мотивация решения профсоюзного органа и станет предметом дополнительных переговоров и консультаций.

Возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Кроме того, выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в установленном законом порядке.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Такое предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке, т.к. только суд в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством может провести полную, всестороннюю и объективную проверку всех обстоятельств дела, с учетом позиций и доводов сторон, защиты их законных прав и интересов.

Важным дополнением, внесенным Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, является то, что законодатель прямо распространяет порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, установленный комментируемой статьей, на случаи, когда учитывается мнение выборного представительного органа работников. Так, например, правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК для принятия локальных нормативных актов (ст. 190 ТК).

Такое решение, как уже указывалось, представляется крайне важным, т.к. устраняет несогласованность, существовавшую ранее в законодательстве, усиливает правовую защищенность работников.

 

*Имеет ли право руководитель образовательного учреждения не выплачивать доплату председателю профсоюзной организации, если установление доплаты предусмотрено в коллективном договоре учреждения или в положении о стимулирующих и компенсационных выплата?

В соответствии со ст.40 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый между работниками и работодателем в лице их представителей. 

В муниципальных образовательных учреждениях полномочными представителями работников при заключении коллективных договоров выступают профсоюзные организации. 

На основании ч. 3 ст. 43 ТК РФ действие коллективного договора распространяется на всех работников учреждения. 

Фонд оплаты труда образовательного учреждения состоит из фонда окладов (должностных окладов) и компенсационных выплат и фонда надбавок и доплат. 

Фонд надбавок и доплат (ФНД) направляется на установление стимулирующих выплат и выплат за дополнительную работу, не входящую в должностные обязанности работников. 

Защита социально – трудовых прав работников, разработка коллективного договора, контроль за его выполнением, участие в комиссии по распределению стимулирующих выплат, в согласовании Тарификационных списков на новый учебный год и др. не входит в должностные обязанности работника. 

В силу этого в коллективных договорах образовательных учреждений предусматривается установление доплат работнику за работу по социальной защите работников, разработке и контролю за выполнением  коллективного договора, за участие в постоянно действующих комиссиях. 

Размер доплат определяется коллективным договором, локальными нормативными актами учреждения, например, Положением о порядке установления стимулирующих выплат, доплат за работу, не входящую в должностные обязанности работника. 

Лица, представляющие работодателя и не выполняющие обязательства, предусмотренные коллективным договором, несут ответственность за невыполнение коллективного договора (подвергаются штрафу в размере и порядке, предусмотренных федеральным законом) в соответствии со ст.55 ТК РФ. 

* Особенности расчета больничного?

Размер пособия по временной нетрудоспособности не имеет фиксированного значения и зависит, прежде всего, от заработка и стажа работника:

• При стаже 8 и более лет полагается пособие в размере 100% от среднего заработка

• При стаже от 5 до 8 лет – 80% от среднего заработка

• Стаж менее 5 лет даёт право на пособие в размере 60% от среднего заработка.

Независимо от того, в каком месяце работник получил больничный листок, в начале, в середине или в конце текущего года, для определения размера больничного пособия, следует взять два предыдущих года. Заработок, начисленный работнику в текущем году, в расчете не участвует.

В отдельных случаях, по желанию работника, расчетный период может быть заменен. Так, согласно первой части 14 статьи Закона 255-ФЗ, при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком, за работником сохраняется право на замену расчетного периода.

Таким правом наделены те работники, которые в установленном по умолчанию периоде, принимаемом за расчетный, находились в отпуске по беременности и родам, или в отпуске по уходу за ребенком.

При этом, в отпуске они могли находиться либо в течение одного года, либо в течение двух лет.

Законом установлено, что заменить можно лишь тот год, в котором работник находился в «декретном» отпуске и в отпуске по уходу. При этом, не имеет значения продолжительность такого отпуска - хоть несколько месяцев.

Других оснований для замены расчетного периода Закон не предусматривает. 

 

рок действия кол. договора истек, а новый находится на пролонгации. Что делать?

 

Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации (ст. 50 ТК РФ). Договор вступает в силу с даты подписания либо иной оговоренной в нем даты.  Процедура уведомительной регистрации позволит заблаговременно выявить условия, не соответствующие закону, и послужит дополнительной гарантией защиты прав и интересов работников. Однако, согласно этой же статьи ТК, коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляются на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

 

* Как оформить увольнение сотрудника по собственному желанию? 

Увольнение по собственному желанию, или, выражаясь языком Трудового кодекса, расторжение трудового договора по инициативе работника, пожалуй, самое распространенное основание для прекращения трудовых отношений. Сталкиваться с его оформлением приходилось, наверное, каждому бухгалтеру. Однако, несмотря на частоту и распространенность ситуации, вопросов она вызывает множество.

Срок отработки:

Пожалуй, самый распространенный блок вопросов при увольнении по собственному желанию связан с пресловутыми двумя неделями отработки. Тут  и споры о том, обязательно ли в это время работать, или можно находиться в отпуске, на больничном и т.п.; и вопросы про возможность сокращения или увеличения этого периода; более сложные ситуации с заболеванием сотрудника в течение этих двух недель, и прочее, прочее, прочее.

Для ответа на все эти вопросы нам понадобится повнимательнее ознакомиться с формулировками Трудового кодекса. Итак, в статье 80 ТК РФ говорится буквально следующее: «работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели».

Как видим, речь идет именно о предупреждении за две недели. Требования о том, что эти две недели сотрудник обязательно должен находиться на рабочем месте, в Трудовом кодексе нет. Отсюда получаем, что в это время он может быть и в отпуске, и на больничном, и в декрете. Более того, даже направить работодателю заявление об увольнении сотрудник может во время отпуска или в период временной нетрудоспособности – запрета на это нет. Для подачи заявления сотруднику даже не обязательно появляться на работе – заявление можно передать через третьих лиц или отправить по почте (письмо Роструда от 05.09.06 № 1551-6).

Перейдем теперь к вопросу о том можно ли сократить или увеличить двухнедельный срок отработки. Сразу оговоримся, что те ситуации, когда сроки, отличные от двух недель, прямо зафиксированы в законодательстве (например, для испытательного срока это три дня, для руководителя – месяц) мы не рассматриваем. В остальных же случаях решение этого вопроса законодатель отдал на откуп сторонам трудового договора. Так, в статье 80 ТК РФ сказано, что по соглашению работника и работодателя увольнение возможно и до истечения двух недель с момента предупреждения об увольнении. Причем, минимальный срок тут не установлен. А это значит, что при желании обеих сторон уволить сотрудника можно хоть в день подачи заявления. Составлять отдельное письменное соглашение в данном случае не обязательно: достаточно будет того, что работник подаст заявление с указанием желаемой даты увольнения, а работодатель поставит на нем резолюцию о своем согласии (письмо Роструда от 19.12.07 № 5203-6-0).

Похожим образом решается вопрос и об увеличении срока отработки. Поскольку Трудовой кодекс устанавливает лишь минимальное время для предупреждения об увольнении  по собственному желанию (те самые две недели), то работник может предупредить руководство и заранее (хоть за три недели, хоть за месяц, хоть за полгода). В этом случае согласия работодателя на увеличение срока уже не требуется. Не может он и настаивать на сокращении указанного сотрудником срока до «нормативных» двух недель.

Увольнение отсутствующего работника:

Еще одной ситуацией, вызывающей сложности, является увольнение сотрудника, который на дату, указанную им в заявлении, находится в отпуске, на больничном, или отсутствует по другим уважительным причинам. Многие, помня про запрет увольнения отсутствующих сотрудников, имеющийся в Трудовом кодексе, не спешат рассчитывать таких сотрудников.

Однако в случае с увольнением по собственному желанию такое поведение является нарушением. Дело в том, что Трудовой кодекс обязывает уволить сотрудника, выдать ему трудовую книжку и деньги под расчет в сроки, указанные работником в заявлении. И ограничения по увольнению в период отпуска или больничного тут не действуют – они распространяются только на случаи увольнения по инициативе работодателя (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).

Соответственно, если работник после подачи заявления об увольнении заболел, ушел в отпуск и т.п., и свое заявление официально не отозвал, то бухгалтер обязан оформить все документы на увольнение той датой, которую указал сотрудник в заявлении. Если в день увольнения сотрудник не пришел за трудовой книжкой и расчетом, ему нужно направить письменное уведомление о том, что он должен явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте (ст. 84.1 ТК РФ).

Если дата увольнения выпадает на выходной:

Зачастую сотрудники составляют свои заявления об увольнении без оглядки на календарь. И получается, что дата увольнения, указанная в заявлении, приходится на субботу, воскресенье или нерабочий праздничный день. Конечно, самое простое в таком случае попросить сотрудника переписать заявление, указав в качестве даты увольнения любой удобный ему рабочий день.

Но если это невозможно, то оформлять увольнение нужно так. Днем увольнения будет последний рабочий день перед указанной датой (ст. 84.1 ТК РФ). Именно в этот день сотруднику надо выдать трудовую книжку, деньги и ознакомить с приказом об увольнении. При этом дату увольнения во всех этих документах указываем именно текущую, а не ту, которая содержится в заявлении сотрудника. Основанием для таких действий служит все то же положение статьи 84.1 ТК РФ: «днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника».

Сначала отпуск, потом увольнение:

Весьма распространенной является ситуация, когда сотрудник перед увольнением решает использовать имеющийся у него отпуск. Такой вариант прекращения трудового договора прямо предусмотрен Трудовым кодексом (ч. 2 ст. 127 ТК РФ). Но надо учитывать, что использование этого варианта возможно только с согласия работодателя. А значит, если организация не готова к дополнительным сложностям при оформлении увольнения, то сотруднику можно и отказать (в таком случае он получит за неиспользованный отпуск денежную компенсацию).

Если же просьбу сотрудника решено удовлетворить, то оформление увольнения будет строиться следующим образом. На основании заявления сотрудника, в котором содержится прямое указание на то, что он желает получить отпуск с последующим увольнением, издается сразу два приказа. Первый – о предоставлении отпуска (унифицированная форма № Т-6 (или Т-6а), утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1). Второй – об увольнении (форма № Т-8), который издается в последний рабочий день перед отпуском. В этот же день сотруднику надо выдать все документы и причитающиеся ему денежные средства. Однако официальной датой увольнения, которую нужно будет указать в трудовой книжке и приказе, будет уже последний день отпуска (ч. 4 ст. 127 ТК РФ). То есть трудовая книжка в этом случае выдается как бы заранее. Тут нужно помнить, что после ухода в отпуск сотрудник уже не может передумать и отозвать свое заявление об увольнении (определение Конституционного суда РФ от 25.01.07 № 131-О-О, письмо Роструда от 24.12.07 № 5277-6-1).

Дата увольнения остается неизменной и в том случае, если сотрудник во время отпуска заболеет и возьмет больничный. В такой ситуации правило о продлении отпуска на количество дней временной нетрудоспособности, не применяется, хотя сам больничный оплачивается (письмо Роструда от 24.12.07 № 5277-6-1).

 

Учитель несколько месяцев отсутствовал на работе из-за болезни. Будет ли это время включено в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей?

 

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии      со ст. 30 п.1 подпунктом 19 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", лицам  не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста пенсия по возрасту назначается досрочно.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Таким образом, этот период должен быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Одновременно напоминаем, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, засчитывается работа в должностях и в учреждениях, поименованных в «Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей,  утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.

 

* Действительно ли директору школы нужно вести учебные занятия, чтобы время работы в этой должности засчитали в стаж, учитываемый при досрочном назначении трудовой пенсии по старости?

 

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, в подпункте «а» пункта 8 устанавливают следующее. Работа в должности директора общеобразовательного учреждения за период до 1 сентября 2000 года засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от ведения преподавательской работы, а за период начиная с 1 сентября 2000 года - при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).

  

* Я работаю воспитателем в сельской средней общеобразовательной школе. Стаж моей педагогической работы в сельской местности составляет 25 лет. Я обратилась за досрочным назначением трудовой пенсии, но получила отказ. Мотивировано это тем, что с сентября 1998 года у меня неполная нагрузка (0,5 ставки). Время работы до сентября 2000 года мне засчитали в специальный педагогический стаж, а период с сентября 2000 года не засчитывают. Правомерно ли это?

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, в пункте 6 устанавливают: «Работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки». Вы работали воспитателем, поэтому в соответствии с пунктом 4 указанного постановления периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы засчитываются в специальный стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

 

* Наличие необходимой квалификации?

     Квалификационные характеристики большей части должностей педагогических работников содержат теперь требования к направлению профессиональной подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо деятельности в образовательном учреждении, что в ранее действовавших тарифно-квалификационных характеристиках предусматривалось лишь по должностям учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и концертмейстеров.

    Однако, необходимо учитывать, что предъявление к квалификации руководящих и педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в т.ч. по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что отсутствие у работников уровня образования, предусмотренного квалификационными требованиями, может явиться причиной для их увольнения в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, если это не подтверждено результатами их аттестации.

Что касается приема на работу в образовательные учреждения лиц, у которых отсутствует высшее или среднее профессиональное образование по определенному направлению профессиональной подготовки, то и в этом случае прямого запрета не установлено, поскольку, как уже указывалось выше (глава 3 раздела I настоящего Комментария), пунктом 9 раздела «Общие положения» КХ должностей работников образования предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

      При этом следует учитывать, что применять пункт 9 раздела «Общие положения» КХ должностей работников образования необходимо с учетом пункта 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, который утвержден постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9 (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. № 921н).

      В соответствии с указанным пунктом 8 Порядка применения ЕКС лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

 

 

Подлежат ли прекращению трудовые отношения, возникшие до 7 января 2011 года с работником, осуществляющим педагогическую деятельность и имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации, после вступления в силу Федерального закона от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации»? Если подлежат, то на основании какой нормы Трудового кодекса Российской Федерации?

Ответ. Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» перечень лиц, которые не допускаются к педагогической деятельности, дополнен в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации лицами:

- имеющими или имевшими судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

- подвергающимися или подвергавшимися уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за те же преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Таким образом, законодатель установил ограничение права на занятие педагогической деятельностью в отношении некоторых категорий граждан.

Данное ограничение обусловлено спецификой педагогической деятельности, содержание которой составляют обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся.

Между тем трудовые отношения носят длящийся характер, поэтому указанные ограничения действуют как в отношении лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, так и в отношении тех, кто претендует на занятие педагогической деятельностью.

С внесением в ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации изменений, предусматривающих ограничение на занятие педагогической деятельностью, законодателем введено и новое основание прекращения трудового договора.

Согласно новому п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации возникновение установленных данным Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

На основании изложенного трудовые отношения, возникшие до 7 января 2011 года с работником, осуществляющим педагогическую деятельность и имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации, после вступления в силу Федерального закона от 23 декабря 2010 г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации» подлежат прекращению на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть в связи с возникновением установленных данным Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, которые исключают возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

 

* Можно ли уволить совместителя, принятого по трудовому договору на неопределенный срок при приеме основного сотрудника?

Увольнение совместителя при приеме основного работника, регламентировано положениями Трудового кодекса РФ, и является дополнительным основанием для прекращения трудовых отношений с работниками. То есть, помимо основных причин расторжения контракта, продиктованного статьей 77 ТК РФ, есть еще и статья 288, которая позволяет уволить сотрудника в случае приема основного специалиста на это место работы. Но обоснованием прекращения трудового договора по ст. 288, является факт приема на это место основного работника.

Подтверждением такого приема, может быть приказ, который выдается одновременно с приказом на увольнение совместителя. Эти приказы должны быть датированы, желательно, одним числом для того, чтобы и прием, и увольнение происходило по закону. Эта же норма статьи обязывает предупредить совместителя о грядущем расторжении трудового договора и о причине увольнения, за две недели до издания приказа.

Безусловно, здесь согласие работника не нужно, так как это право работодателя, принять на должность того работника, для которого эта должность будет основной. Закон не указывает, какой именно совместитель может быть уволен по такой формулировке, внутренний или внешний. Только есть определенный нюанс: при увольнении внутреннего совместителя, он уходит с этой должности, но остается на основной, на этом же предприятии. Внешний же совместитель уходит с места работы, оставаясь работником совсем другого предприятия.

 

* Когда работодатель может по своей инициативе изменить условия трудового договора?

 Статья 74 ТК РФ установила изъятие из общего правила о договорном характере изменения условий трудового договора. Так, по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускается изменением определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя (т. е. в одностороннем порядке) при продолжении работником работы без изменения трудовой функции. При этом согласия работника на введение новых условий труда работодателем не требуется.

Законодатель не предоставляет работодателю возможности произвольно изменять условия трудового договора. Чтобы воспользоваться своим правом, ему нужно доказать наличие трех условий. Во-первых, работник должен продолжать работу по прежней трудовой функции, т. е. специальность, квалификация или должность работника, определенные трудовым договором, должны оставаться неизмененными.

Во-вторых, необходимо, чтобы изменение определенных трудовым договором условий было вызвано объективной необходимостью, а именно изменением организационных или технологических условий труда, т. е. причинами производственного характера, делающими невозможным сохранение условий, включенных в трудовой договор ранее.

В-третьих, новые условия трудового договора, вводимые в соответствии со ст. 74 ТК РФ, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается в строгом соответствии с процедурой, установленной ст. 74 ТК РФ. Несоблюдение такой процедуры может повлечь за собой признание действий работодателя противоречащими закону и отмену всех принятых им решений.